Спрос на автоперевозки грузов в России вырос на 61%, увеличение стоимости составило до 38%. Перевозчики говорят о спросе, в том числе на отправки в ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области, для удовлетворения которого не хватает водителей и техники. Кроме того, ослабление рубля и повышение утилизационного сбора привели к удорожанию импортных магистральных тягачей на 55% по сравнению с осенью 2022 года в условиях необходимости обновления парков.
В январе—июне спрос на автомобильные грузоперевозки по России вырос на 61%, следует из расчетов биржи ATI.SU, причем только в мае—июне в годовом выражении он увеличился примерно вдвое. Ставки по самым популярным российским направлениям в среднем повысились на 38% за год и на 10% за последние три месяца. Рост спроса связан с ускорением процессов импортозамещения и перестройки производственных цепочек, считает основатель ATI.SU Святослав Вильде.
Количество заявок на перевозки из европейских стран резко снизилось (на 60–80%), увеличившись из Белоруссии (на 106%), Монголии (на 139%) и Китая (на 85%). По экспорту произошло падение на всех европейских направлениях, а наибольший рост показали Китай, Турция, Узбекистан и Казахстан. Ставки на международные перевозки почти не выросли, говорят в ATI.SU.
Поддержка автоперевозчиков Калининградской области
В сфере международных автоперевозок идет снижение ставок, утверждает руководитель этого направления в Noytech Supply Chain Solutions Иван Головко. «Стоимость транспортировки из Турции сократилась на 15–20% по сравнению с началом года, возможно, на фоне сезонных колебаний. В Китае ставки снизились на 30–40%, что связано с улучшением ситуации с очередями на границах и падением ставок морского фрахта»,— говорит он.
Напомним, летом Литва уведомила калининградские власти о том, что с 18 июня 2022 года прекратила пропускать подпавшие под санкции товары, которые везут транзитом из регионов России в Калининградскую область. И хотя часть ограничений на грузоперевозки позже была снята решением Еврокомиссии, из-за ситуации с транзитом через Литву губернатор Калининградской области Антон Алиханов не раз заявлял о необходимости усилить морскую транспортировку грузов в регион.
В сентябре 2022 года правительство РФ выделило Росморречфлоту почти 1,4 млрд рублей для субсидирования морских перевозок в Калининградскую область и из неё до конца года. В 2023 году Росморречфлоту на эти цели предоставляется 3,8 млрд рублей.
В начале 2023 года ООО «Оборонлогистика» (грузовой агент паромной линии Усть-Луга — Балтийск) сообщило, что из-за дефицита провозных мощностей для доставки автомобильного транспорта в Калининградскую область будет загружать отдельные рейсы паромов исключительно накатной техникой. В феврале стало известно, что «Оборонлогистика» ужесточает процедуру бронирования мест на паромы, чтобы исключить спекуляции и перепродажу билетов.
В настоящее время на линии Усть-Луга — Балтийск работают четыре парома: «Амбал» (собственник «Оборонлогистика»), «Балтийск» (находится в бербоут-чартере у «Оборонлогистики», сейчас поставлено на плановый ремонт), «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» (собственник ФГУП «Росморпорт», оператор «Оборонлогистика»), а также два сухогрузных судна «Оборонлогистики» — «Спарта» и «Спарта II».